2-07-2015, 15:34
Мужчины не любят распространяться о проблемах со здоровьем, особенно если дело касается их репродуктивной функции. Им сложно признаться даже самим себе, что у них что-то работает не так. Вот и герой этой истории Аскар согласился рассказать о том, что именно он был причиной их долгого бесплодного брака, только на условиях анонимности.
- Мой диагноз был неутешительным – азооспермия и спайки. Как выяснилось позже, это патология врожденного характера. В течение пяти лет я проходил курсы медикаментозного лечения (гормональные стимулирующие препараты, витамины, фитопрепараты, диета), затем подключили физиотерапию, лазеротерапию. Все это время я наблюдал за другими пациентами клиники и видел, что кто-то бросил бороться за свое счастье, обвиняя во всем свою жену и не желая признавать, что и у него самого есть проблемы, а другие, такие как я, долго и упорно шли к достижению своей цели, - рассказывает Аскар.
Ведущий андролог Института репродуктивной медицины Роман Безруков - лечащий врач Аскара. На протяжении 10 лет он помогает мужчинам бороться с проблемами бесплодия. Если раньше считалось, что этот диагноз чаще встречается у женщин, то сегодня статистика говорит о том, что за последние сто лет показатели мужского здоровья в мире в целом и в Казахстане в частности ухудшились более чем в два раза.
- Соотношение мужского и женского бесплодия сейчас выравнивается - примерно 50 на 50. В 20 случаях из 100 мы диагностируем «сочетанное» бесплодие, когда проблемы есть и у женщины, и у мужчины. Но если в Казахстане пара долгое время не может зачать ребенка, то ходить по врачам и обследоваться у нас действительно начинают женщины, хотя весь мир, продвинутый в этой области, начинает решение проблемы с мужчины, это проще. Сдается спермограмма и сразу на 50% становится понятно, присутствует мужской фактор или нет, - говорит Роман Безруков.
У Аскара была самая тяжелая форма бесплодия, на медицинском языке она называется азооспермия – полное отсутствие сперматозоидов в сперме. Если у здорового мужчины их содержится около 15 миллионов на один миллилитр, то при таком заболевании их нет вообще. Шансы забеременеть естественным путем от такого мужчины равны нулю. Раньше врачи ничем не могли помочь пациентам с азооспермией, и единственным выходом для таких пар было использование донорской спермы. Сейчас и у этих мужчин появились шансы.
- Микрохирургическая биопсия, которая также называется микро-Tesa, это сложная программа, она имеет не столь огромную эффективность – около 30-35%, но это шанс. У таких пациентов нарушена сама выработка сперматозоидов, может быть, есть какие-то единичные очаги, но их слишком мало, чтобы попасть в сперму. Тогда мы разрезаем яички и просматриваем всю их ткань под микроскопом – мы ищем очаги сохраненного сперматогенеза. Когда находим, то забираем их и отдаем эмбриологам, которые, в свою очередь, ищут здоровые сперматозоиды. Если находится хотя бы несколько штук, мы их замораживаем, чтобы потом сделать программу ЭКО.
В практике Романа Владимировича были случаи, когда дети рождались у мужчин, в чьем организме удавалось найти единичные жизнеспособные сперматозоиды! Одна из этих детей – дочка Аскара.
- Я прошел хирургическую операцию микро-Tesa, врачам удалось найти и извлечь единичные сперматозоиды. Шансы были очень малы, но мы победили. До этого врачи лишь разводили руками и уже ставили на мне крест. Конечно, после неудач были мысли закрыть глаза на проблему, но, рассудив здраво, мы с супругой снова шли в бой. Я всегда хотел иметь полноценную семью, и, когда родилась наша малышка, ощущения были непередаваемые! Были и скупые мужские слезы радости, и чувство невероятного счастья. Со дня рождения нашей крохи моей прерогативой и обязанностью были и остаются ночные бдения. Это не трудно, это в радость.
Причиной тяжелых форм мужского бесплодия чаще всего является генетика. Могут играть роль и приобретенные факторы: например, перенесенный в детстве паротит (в простонародье «свинка») или аутоиммунные процессы, когда после полученной травмы запускается иммунная система и нарушает выработку сперматозоидов. Однако такие сложные случаи встречаются лишь у 10-15% пациентов. Чаще всего бесплодие у мужчин не абсолютное, поддается успешному лечению в 95% случаев, самое главное – вовремя обратиться к специалистам и ответственно относиться к своему здоровью.
Рекомендации андролога Романа Безрукова